К началу страницы

Украина, г. Николаев
Сеть магазинов "Дом Спорта"
ул. Троицкая (Кирова), 244

(068) 555-79-41

Магазин велосипедов "Спортэк" в Facebook
г. Николаев, Сеть магазинов "Дом Спорта"
(068) 555-79-41
Каталог Корзина 0

Катафоты на велосипеде – для чего нужны и как установить.

Опубликовано:

Отредактировано: 10.09.2018

Видимость велосипедиста во время движения – один из важнейших элементов безопасности на дороге. И если днем в яркий солнечный день видимость достаточная, то ночью, в сумерках, просто вечером или в туман и пасмурную погоду увидеть на дороге велосипедиста становится сложно.

Причем это касается не только видимости на трассе, но и в городе, где часто на фоне огней рекламы и света автомобильных фар, совершенно не заметно темную фигуру велосипедиста у края проезжей части.

Видимость велосипеда на дороге обеспечивается

  • Пассивными средствами: катафотами и другими световозвращающими элементами (наклейки, ленты и т.п.).
  • Активными средствами:
  • Яркими цветами рамы велосипеда и одеждой байкера, включая велосипедный шлем. Темный байк с велосипедистом, одетым в серые цвета на фоне трассы плохо заметен и в хорошую погоду, не говоря уже о сумерках. С учетом скоростей, на которых гоняют автомобилисты, время на принятие решения у водителя остается очень мало. Поэтому наличие яркого жилета, особенно если при его изготовлении использовались световозвращающие материалы (СВМ), может просто спасти жизнь и здоровье велосипедиста.

В этой статье мы поговорим о катафотах и других световозвращающих элементах оборудования велосипедов.

Что такое катафот?

Прежде всего, давайте определимся – что же такое катафот. В чем его главное назначение и каков принцип действия.

Катафот – это оптическое устройство, основная задача которого возврат луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием.

Тут нужно немного пояснить – есть отражение луча света, а есть возвращение, и это разные понятия.

Зеркало - отражает, а катафот - возвращает.

Разница между отражением и отражением

Зеркало работает по известному закону физики, гласящему: «угол падения равен углу отражения». Таким образом, при отражении луч света уходит в другую точку пространства, не оттуда, откуда он пришел. Кроме, естественно, случая перпендикулярного падения луча на зеркало.

Катафот же, возвращает луч света, пришедший с любого угла (в секторе его работы) в то же самое место, откуда он пришел. Такое изменение направления луча на 180° происходит за счет двойного отражения.

Кстати, считается, что первое в мире такое световозвращающее устройство создал дорожный рабочий из Великобритании, а в России оно же было сконструировано на русском флоте матросом именно для того, чтобы ночью лучше были видны бакены в порту.

«Световозвращающее устройство» - это официальный и правильный термин. Однако в жизни их часто называют «катафоты», «светоотражатели», «отражатели света» или просто «отражатели», что в принципе не меняет сути задачи, которую они выполняют.

Принцип работы катафота

По принципу работы катафоты бывают уголковые и сферические.

В уголковых катафотах, луч света отражается дважды от двух-трех отражающих поверхностей, которые расположены перпендикулярно друг другу, и разворачивается на 180°.

Принципы работы уголкового и сферического катафотов

В общем - это чистая физика и геометрия. Угол падения равен углу отражения, а сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике всегда равна 90°. На рисунке все наглядно видно, а повторять школьный курс физики и геометрии мы не будем.

У сферического катафота возврат луча на 180° обеспечивается изменением комбинацией показателя преломления среды и однократным отражением.

В велосипедном деле чаще всего применяют именно уголковые катафоты.

Установка катафотов на велосипед

Катафоты выпускают в трех основных цветах и устанавливают согласно правил дорожного движения:

  • Спереди – белого цвета.
  • Сзади – красного цвета.
  • По бокам (обычно на спицы колес) – оранжевого цвета. 

Все аналогично автомобилистам, как основным участникам дорожного движения: спереди белые фары, сзади красные.

По состоянию на 2018 год в ПДД большинства стран указано об обязательном или рекомендованном наличии световозвращающих элементов на велосипеде.

Например, в Правилах дорожного движения (ПДД) Украины в п.6.2 четко прописано:

«6.2. Велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом и световозвращателями: спереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, сзади — красного.»

А в ПДД России есть пункт о рекомендуемом наличии светоотражающих элементов при себе:

 “24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.”

Т.е. это могут быть не только элементы на велосипеде, но и на самом байкере в виде жилета, нашивок или наклеек на одежде или шлеме.

В ПДД Белоруссии и Казахстана упоминаний о светоотражающих элементах на велосипеде или байкере вообще нет, но есть рекомендации от автомобильных инспекций о желательности их присутствия.

В общем, исходя из правил дорожного движения, можно сказать так: если Вы собираетесь кататься исключительно в светлое время суток, то можно кататься только с катафотами. Если ездить придется еще и в темное время или при плохой погоде – то без фонарей не обойтись.

По своему опыту и опыту большинства велосипедистов, катающихся регулярно, скажу так: купил велосипед – проверь катафоты и купи фонари, «не отходя от кассы», жизнь и здоровье гораздо ценнее.

Чаще всего, на новых велосипедах, катафоты уже идут в комплекте, но если байк старый или просто на нем ничего не установлено лучше сразу же приобрести и установить комплект катафотов – с ними спокойнее ездить даже днем. Часто на трассе «серый» велосипедист «сливается» с дорогой, отблески света фар с катафотов делают его более заметным.

Иногда бывает так, что единственные катафоты, которые присутствуют на велосипеде – это узкие полоски на педалях. Это совсем плохо – так Вас на дороге будет совсем не заметно.

В правилах дорожного движения четко не указано количество устанавливаемых катафотов: один, два, три, десять.

Передний и задний обычно ставят по одному, а боковых (оранжевых) два - по одному на каждое колесо. 

Задача катафотов и световозвращающих элементов на велосипеде:

  1. Главная функция - сделать байкера более заметным на дороге.

    Честно говоря, эту задачу они выполняют не всегда хорошо. Лично на мой взгляд, на велосипеде должны обязательно стоять еще и фонари.

  2. Обозначить направления его движения.

    Здесь все просто:

    Если водитель видит впереди себя белый свет (фонарь или отражение от катафота) значит, велосипедист едет во встречном направлении.

    Красный – велосипедист двигается в том же направлении, что и автомобиль.

    Оранжевые, двигающиеся по окружности световые пятна – велосипедист пересекает дорогу автомобилю.

При езде в ночное, вечернее время, в сумерках и при плохой освещенности свет от фар автомобиля, попадает на катафот и возвращается в том же направлении, откуда пришел – в результате водитель автомобиля видит велосипедиста на дороге заранее, а не в самый последний момент, когда уже затормозить и предотвратить столкновение невозможно.

В темноте автомобилист замечает велосипедиста, в прочем, как и пешехода, в среднем на расстоянии в 30-50 метров.

Машина, едущая по дороге со скоростью 60 км/ч, пролетает в секунду 17 метров. Т.е. у водителя всего 2-3 секунды на принятие решения о торможении или объезде и совершении этого маневра.

Если машина едет с ближним светом, заметить велосипедиста с катафотами можно на расстоянии порядка 150 м, а при дальнем свете – 400 м. Так что времени на принятие решения у него будет значительно больше, около 10-20 секунд.

Дальность видимости автомобилистом байка с какафотами

Минус катафотов

Минус катафотов в том, что они плохо отражают свет в дождь, туман, в пасмурную погоду. Часто их становится практически не видно.

Решается этот вопрос двумя путями: можно купить катафоты со светодиодами или еще более кардинально и, на мой взгляд, более правильно – приобретением комплекта фонарей: белого для установки впереди и красного – сзади.

Катафоты обычные и со светодиодами

Формы и размеры катафотов

Геометрическая форма и размеры выпускаемых катафотов не определены никакими правилами и бывают самые разные.

Очень широкие лучше всего крепить под седло, причем иногда их лучше ставить даже вертикально, а не горизонтально. Главное, чтобы он ни за что не цеплялся при движении.

Хочется отметить только, что лучше брать современные модели, которые выпускаются с немного загнутыми внутрь краями. Такая форма увеличивает рабочий сектор светоотражения и делает байк немного более заметным с боковых секторов.

Где крепить катафоты на велосипеде

Крепление катафотов на велосипеде

Правилами дорожного движения не установлены точные места крепления, но обычно их крепят так:

Передний катафот (белый) крепят:

  • над рулевой трубой;
  • на перемычке между ногами вилки;
  • если спереди установлен багажник или корзина, то можно прикрепить к ним.

Задний катафот (красный) закрепляют на:

Боковые катафоты (оранжевые)

  • крепят на спицах колес. Если это двухсторонние модели, то по одному на каждое колесо, а если односторонние, но нужно сделать так, чтобы они были направлены вправо и влево, лучше всего ставить по два на каждое колесо.  

Чаще всего простые и дешевые модели крепятся к спицам  на одном или двух винтах с широкими шайбами. Есть более продвинутые, имеющие специальные замки-защелки для надежного крепления на спице.

С точки зрения правил ПДД (если следовать строго букве закона) только на территории Украины в правилах прописано обязательное присутствие катафотов на велосипеде вообще, а сбоку должен быть хотя бы один оранжевый. Ну а в дополнение к оранжевым можно ставить и другие цвета (синие, красные, зеленые и т.п.).

Некоторые байкеры крепят на колесо светоотражатели разных цветов, делая свой велосипед похожим на разноцветную гирлянду. Что, в общем-то, не плохо, так как заметность на дороге при этом резко повышается.

Бытует мнение, что катафоты на спицах нарушают центровку колеса. Считаю, что вес пластикового световозвращателя настолько мал, что его влиянием можно пренебречь. Тем более, что хоть как-то они начинают влиять на таких скоростях, на которых велосипедисты не ездят.

Если уж Вы такой супер педант, можно поставить одинаковые катафоты симметрично оси колеса, хотя опять же повторюсь, никакого влияния на центровку колеса это не оказывает.

Катафоты (световозвращатели) со светодиодами

Это сравнительно новый тип продукции, неизвестный еще несколько лет назад, но сейчас активно продающийся. В этом устройстве дополнительно установлены светодиоды, увеличивающие дальность видимости.

Лично мое мнение – лучше уж купить нормальный красный или белый фонарь спереди или сзади. Его видимость, а значит и эффективность выше, а по стоимости не намного дороже. Тем более, что батарейки или аккумуляторы нужны и тем и тем. А вот для боковых, тех, что вешают на спицы - это вещь полезная.

Для улучшения видимости на дороге и красоты своего «железного коня» можно использовать еще два подхода:

  • дополнительные световозвращающие (светоотражающие) элементы;
  • светодиодную подсветку.

Световозвращающие наклейки, ленты, краски, жилеты

Это так же пассивные световые элементы, которые отражают попадающий на них свет, но сами его не излучают.

Дальность их действия не высока, как у обычных катафотов, но цветовая гамма и простор для фантазии безграничен.

Наиболее часто их наклеивают на обода и раму.

Еще один очень хороший вариант для наклейки такой ленты – велосипедный шлем. Это значительно улучшает узнаваемость байкера на дороге. Есть даже модели шлемов с уже наклеенными светоотражающими элементами.

Еще существуют специальные разноцветные световозвращающие многоразовые ленты на липучках, которые надевают на ноги, руки при движении и они четко обозначают велосипедиста или небольшие габаритные огоньки. Ленты, надеваемые на ноги, дополнительно еще и защищают брюки от попадания между цепью и звездами системы.

Свветовозвращающие наклейки

По поводу нашивок на одежде и наклеек на байкере. Рекомендуется, чтобы они были не в единичном экземпляре, например полоса на шлеме, а присутствовали на разных элементах одежды (брюках, рукавах, туловище, спине или рюкзаке) и в нескольких местах.

Представьте, что подумает водитель, внезапно увидевший короткую белую полоску с края дороги? Непонятно что это такое: свет в окне домов по сторонам улицы или, может быть, маленькое НЛО летит ему на встречу.

С другой стороны. Он видит ярко-красный фонарь, установленный под седлом, ниже отражение от катафотов на заднем крыле и педалях, которые постоянно двигаются вверх-вниз, ту же белую светоотражающую полосу от шлема, и еще какие-нибудь элементы на спине или других частях велосипеда. Уже ясно, что это собрание света – велосипедист на дороге, усиленно крутящий педали. Значит, нужно его спокойно объезжать.

Сам водитель и понимаю насколько приятнее и спокойнее заранее увидеть едущего впереди велосипедиста с правого края полосы, чем очутиться перед внезапно, не известно откуда взявшемуся дедушкой в темно-сером пиджаке и таких же штанах, на старом велосипеде с отлетевшими катафотами, но гордо прущемуся посреди дороги со скоростью 10 км/ч.

Очень хорошо, если велосипедист имеет светоотражающий жилет - в таком случае он гарантированно будет заметен на дороге.

Велосипедист в светоотражающем жилете

В качестве дополнительных световых элементов применяют так же светодиодные браслеты безопасности, или фонари-маячки.

Сюда же можно отнести и еще одну оригинальную разработку фирмы Volvo – светящуюся в свете автомобильных фар краску под названием LifePaint.

Интересно то, что она:

  • абсолютно не видима днем, а светится только в темноте при свете автомобильных фар;
  • выпускается в виде спрея в баллончиках и наносится так же как и лак для волос;
  • безопасна, так как создана на водной основе;
  • держится после нанесения до 10 дней;
  • наносить ее можно на сам велосипед, одежду, рюкзаки, шлемы и т.п.

Светящаяся краска LifePaint

Светодиодная подсветка

В отличие от наклеек, подсветка использует источник питания: батарейки или аккумуляторы.

Их так же крепят на колеса, раму и, что еще более интересно, на спицы. 

Вариантов подсветок, светодиодных колпачков на ниппель колеса, всевозможных "светлячков" и т.п. в интернете продается великое множество на любой вкус. Очень интересные программируемые модели – велосипед становится красивым, и явно не скажешь, что не заметен на дороге. Особенно это проявляется в городе, где на фоне светящихся витрин и окон, автомобильных фар, мелькающей рекламы огни одинокого велосипедиста теряются и блекнут.

Светодиодная подсветка на велосипедах

Единственное пожелание при их использовании – не переборщите.

Более подробно о подходах к подсветке велосипеда рассказано в статье "Подсветка на велосипед - для чего нужно и как выбрать".

В конце хочется сказать вот что. Как бы Вы ни стремились ездить только в днем и в хорошую погоду, рано или поздно наступит момент, что придется ехать или в темноте, или при плохой видимости. И к этому нужно быть готовым – поэтому установите катафоты и фонари на велосипеде (особенно если это детский велосипед) и катайтесь спокойней.

Дополнитель на эту тему можно еще почитать:

  1. Подсветка на велосипед – для чего нужна и как выбрать.
  2. Подсветка велосипеда светодиодным колпачком на ниппеле колеса.
  3. Как выбрать передний фонарь на велосипед и для чего он нужен.
  4. Нюансы выбора заднего фонаря на велосипед.

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки
Перед публикацией комментарии проходят модерацию