К началу страницы

Украина, г. Николаев
ул. Троицкая (Кирова), 244

(068) 60-61-831
(0512) 67-51-86
(0512) 58-36-07

Магазин велосипедов "Спортэк" в Facebook   Страница 'Группы компаний Спортэк' в Google+
г. Николаев, ул.Троицкая (Кирова), 244
(068) 60-61-831, (0512) 67-51-86, 58-36-07
Каталог Корзина 0

Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы.

Опубликовано:

 

Тормоз – важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой.

 

 

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это - барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза – остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые – самые дорогие, а вибрейковые – значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза – очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно – не все в нашей жизни решают деньги.

Итак, попробуем разобраться по-порядку.Tormoza-nojnoy.jpg

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды Dorozhnik Retro 2016 и Dorozhnik Comfort Male 2016).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад.

Практически всегда устанавливаются на детских и одно скоростных подростковых велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Ножные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Ну а если ситуация на дороге становится экстремальной - позволят остановить несущийся байк с минимальным тормозным путем.

Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего колеса. Обслуживания практически никакого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке». Не боятся падений и ударов – именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.

Есть у них и свои недостатки. Основной и самый главный – работают только на односкоростных велосипедах.

При вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие. Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках,  а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.виды ободных тормозов

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Тормоз V-brake на велосипеде Discovery Устройство V-brake тормозов
 Тормоз V-brake на велосипеде Discovery  Устройство ободных тормозов типа V-brake

 

Есть и у них свои недостатки. Самый основной – плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то  тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы - при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.

Грязеотводящие колодки для V-brake тормозов

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи – слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки - это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Еще в качестве недостатка приводят мнение о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, мнению - это уже надуманно. Можно подумать, что простой бюджетный велосипедист постоянно меняет себе покрышки. Какие стояли на велосипеде – те чаще всего и останутся на нем до конца срока службы. 

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что ободные тормоза – практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей. 

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов – механические и гидравлические.

Дисковый тормоз на велосипеде Formula Tormoza-disc-detali.jpg
Дисковый тормоз на велосипеде Formula Устройство дискового тормоза

 

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических - с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными,  стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах,  им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов – быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали – скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор - тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно – нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза – проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски - лучше подкопите денег и сразу купите байк с дисковыми тормозами.

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения. Как говорят они более "стоповее".

Если вес байкера 100 кг и даже более или при будущих поездках планируется, что нагрузка на велосипед будет порядка этих величин (например, будете брать в велопоход тяжелые рюкзаки), то тем более просто необходимо брать ротор как минимум диаметром 180 мм, а еще лучше 203 мм. Если с деньгами туговато, а дисковые тормоза нужны, лучше ставьте на переднее колесо ротор большего диаметра, чем на заднее. Это связано с тем, что переднее колесо при торможении играет большую роль, чем заднее.

В нашем магазине все типы тормозов оптимально подобраны к тем моделям, на которых установлены. Поэтому перед покупкой внимательно проанализируйте где, как и когда Вы собираетесь ездить, а так же оцените свой бюджет. 

Видео и о настройке Дисковых тормозов

 

Роллерные тормоза

Предыдущие три вида тормозов – самые распространенные на территории постсоветских стран. Каждый из них, как говорилось выше, имеют свои плюсы и минусы.

Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.

Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда Роллерный тормоз - общий вид
Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда Общий вид роллерного тормоза

 

Идея роллерных тормозов в том, что тормозной барабан закреплен на левой стороне втулки (серий Nexus и Nexave), которая и тормозится, замедляя вращение колеса.

Принцип работы велосипедных роллерных тормозов

Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.

Схематично принцип работы роллерного тормоза показан на рисунке справа.

К достоинствам роллерных тормозов относят, то что:

  • Тормоза очень мощные и надежные.
  • Работают независимо от наличия «восьмерок» на колесе.
  • Регулировка почти не требуется. Они работают годами и не требуют никакого техобслуживания, так же как и барабанные.
  • Их можно устанавливать на скоростные велосипеды.
  • Тормоз хорошо защищен корпусом от дождя, снега, пыли и грязи.


Нельзя сказать, что идея создать идеальный тормоз совсем не состоялась. Однако, как всегда бывает в жизни и у этих тормозов проявились свои недостатки. Отчасти они связаны с коммерческим принципами компании Shimano, отчасти с законами физики и принятыми инженерными решениями.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Эти тормоза совместимы не со всеми видами втулок. В результате для апгрейда велосипеда нужно было покупать и менять еще и втулку. А с этим связан и перебор всего колеса, что, естественно, не вызвало энтузиазма у большинства велолюбителей.
  • При выжатом тормозе возможно кручение колеса назад, что, согласитесь, совсем не хорошо.
  • Конструкция этого тормоза такова, что сам факт установки его на втулку тормозит ее вращение и ухудшает накат сам по себе, даже без нажатия на ручку тормоза. Это торможение не столь сильно, но все-таки есть.
  • Несмотря на радиатор, тормоз все-равно греется, так как колодки расположены в замкнутом пространстве. Это тепло передается на подшипники втулки, что тоже не улучшает их работоспособность.
  • Так же они не подходят к некоторым типам амортизационных вилок – хотя сказать, что это большой недостаток нельзя.
  • Как говорилось выше, тормоз хорошо защищен от дождя, снега, пыли и грязи. Однако при погружении в воду или попадании воды внутрь корпуса смазка вымывается, и тормоз начинает плохо работать.
  • Вес тормозов получился больше, чем у других типов, да и цена кусается

Как бы там ни было, но этот тип тормозов не получил на территории стран СНГ большого распространения, хотя в магазинах его можно найти и установить.

Стремянные тормоза

В заключении скажем пару слов о них. Это старый тип тормозов и сейчас не используется.

Принцип работы - тормозная колодка трётся о протектор колеса. На фотографии ниже хорошо виден их принцип работы.

  Стремянные велосипедные тормоза

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки
Перед публикацией комментарии проходят модерацию